Московский городской творческий коллектив Молодежный фольклорный ансамбль

Создатели ансамбля:

Разбоева Татьяна Николаевна

Урсков Вячеслав Никифорович


Песенный коллектив "Московская Сторонушка"

Московская Сторонушка

"Поет село родное"

Наро-Фоминская Панорама №1, 1998 год Приложение к газете «Основа»

Московская Сторонушка        Село невозможно представить без песен, и поэтому неудивительно, что именно здесь рождаются талантливые песенные коллективы, такие, как «Московская сторонушка» из п. Яковлевское.
      Победители множества всероссийских конкурсов и фестивалей артисты уже давно стали известны далеко за пределами нашего района. Это хор с потрясающе интересной судьбой…
      Боевое крещение у артистов это первые гастроли. У «Московской сторонушки»  они состоялись в Чернобыле 1986 года.
      Времена тогда были суровые, и из обкома пришла разнарядка: прислать на место аварии артистов. Объяснили так: «Страшного ничего не случилось. Рабочие доделывают мелкий ремонт реактора, а вы должны поднять им настроение. Артистов там уже много...»
      В «Московской сторонушке» долго никто не раздумывал: собрались вмиг. Тем более, что им на удивление быстро выделили шикарный «Икарус». Поехали... Уже на границе с Украиной возникли первые подозрения: что-то не так. А в Мироновском районе (это в 18 километрах от Чернобыльской АЭС) их удивляло уже все: безлюдные улицы, ломящиеся от урожая яблони, которые никто не обирает, заколоченные окна домов и пустая автострада... Их автобус мчался по ней один: навстречу - ни машины.
Московская Сторонушка       - Приехали мы в Чернобыль ночью, и нас сразу же попросили дать концерт, - вспоминает одна из участниц тех гастролей, солистка хора А.Т. Бочарова. - Выступали в школе, в обычном спортзале. Туда и заходили рабочие - прямо с объекта, в защитных комбинезонах. По ходу концерта их вызывали: «Отряд № 30 - на выход!» После них заходили другие. И так, почти без перерывов, мы работали сутками. Потом кто-то подошел и тихо сказал: «Быстрей уезжайте отсюда. Здесь вам быть нельзя».
      Кроме «Московской сторонушки» никаких других артистов здесь не было. Они выступали одни. На подъезде к Киеву их автобус остановили: уровень радиационного фона, который от него исходил, превышал все нормы. Вместо обещанной гостиницы артисты ночевали в автобусе на дороге. В населенные пункты их не пропускали...
      Это сейчас «Московская сторонушка» вспоминает о первых своих гастролях со смехом. «Героическое крещение у нас получилось», - шутят они. За двадцать лет, проведенных вместе, они научились не бояться проблем.
      А своему рождению этот хор обязан Исааку Ароновичу Ориентлихерману, первому директору Дворца культуры п. Яковлевского, которого до сих пор здесь вспоминают с особой благодарностью. Он пришел к выпускнику музыкального училища им. Гнесиных Вячеславу Урскову и просто сказал: «Давай создадим в нашем поселке хор русской песни». Московская Сторонушка
      Повесили объявление, пришли первые желающие. Сначала их было двенадцать человек, потом двадцать, потом пятьдесят... В 1982 году, когда «Московской сторонушкой» уже руководила Татьяна Николаевна Разбоева, хор приехало снимать центральное телевидение.
      - Не знаю, чем мы им приглянулись, - рассказывает она. - У нас тогда не было даже нормальных инструментов. Телевидение снимает, а у нас единственный баян - на обычной веревке. Солист, который стоит рядом, пытается прикрыть баяниста плечом. «Ничего, - говорят нам. - Для нас это не главное. Только пойте...» В таком вот виде мы и попали в кадр...
      Наверное, именно с того момента и наступил звездный час «Московской сторонушки». Хотя, конечно же, это только непосвященному может показаться, что популярность любого артиста начинается с первых съемок на телевидении.
      Дескать, показали, и, как модно сейчас говорить, «раскрутились». Нет, этот ансамбль всего добивался сам. Грамоты и звания лауреатов чуть ли не всех столичных и областных конкурсов просто так не дают. А уж наград у «Московской сторонушки» хватает...
Московская Сторонушка       В мае 1998 года, когда артисты выступали в Латвии (в городе Даугавпилсе - побратиме Наро-Фоминска), интересовались:
      - Это профессиональный хор? Они все заканчивали консерваторию? Латышей пришлось разочаровать: профессионалов в «Московской сторонушке» только двое Т.Н. Разбоева и В.Н. Урсков. Все остальные - обычные жители обычного сельского поселка. Три раза в неделю после работы они спешат в поселковый клуб на репетиции.
      Дисциплина у Разбоевой жесткая. Начинаешь опаздывать, а тем более пропускать репетиции - больше в хоре тебе делать нечего.
      - И даже основным своим солистам не простите такого?- был задан вопрос Татьяне Николаевне. Разбоева Татьяна Николаевна
      - Нет, - не задумываясь, ответила она. - Самородков в наших деревнях хватает, а петь я могу научить любого. Талантливый человек тем более должен работать больше других.
      Профессиональное пение - это труд, который не прощает слабостей. Своим я так и говорю: «Не хотите работать, тогда давайте не будем называться хором. Будем просто песенным клубом. Собираться, пить чай и петь для души. А если хотите выступать на профессиональных сценах, давайте работать по-настоящему».
      Что ж, не случайно латышам показалось, что в этом хоре работают выпускники консерватории…
      В прошлом году они и там выступали, когда «Московскую сторонушку» включили в абонемент Государственной филармонии. На главной сцене России сельский хор отработал целое отделение. Потом - гастроли в Чехословакии, участие в фестивале «Славянские каникулы». Вместе с хором выезжал и детский фольклорный ансамбль «Кладец», которым также руководит Татьяна Разбоева. Все-таки поразительная энергия у этого человека! Два ансамбля и ежедневные репетиции, репетиции, репетиции ... В общей сложности под руководством Разбоевой и Урскова почти сто двадцать человек. Чуть ли не добрая половина поселка ... За многие годы в «Московской сторонушке» уже сложились целые семейные династии Алдашенковы, Казарины, Трофимовы, Яковлевы.
      Можно долго гадать, по каким причинам люди так надолго остаются в одном коллективе. Тем более, в творческом. За песни и репетиции, как известно, деньги не платят. А при нынешней жизни подобные развлечения и вовсе кажутся непростительной тратой времени. Но, увы, развлечением такую работу не назовешь. Кропотливый и ежедневный труд, на который можно решиться только при огромной любви к своему делу.
      - Тяжело иногда бывает, - рассказывают ее ученицы. – Но, честное слово, когда нет репетиций, начинаешь скучать. Нервничаешь, раздражаешься на домашних и понимаешь - все оттого, что сегодня не нужно идти в клуб. Но приходит назначенный день, и туда летишь, как на крыльях.
      Да, в «Московской сторонушке» любовь к песне искренняя и настоящая. На всю жизнь. И настанет время, когда мы еще будем гордиться, что этот ансамбль родился здесь, в нашем районе.  Его звезда уже зажглась.
1998, Ольга КИЕНКО

"Земля московская талантом славится..."

Наро-Фоминская Панорама №3, 1999 год Приложение к газете «Основа»

Московская Сторонушка       Первое знакомство с «Московской сторонушкой» вспоминается так… Холодный майский ливень в Даугавпилсе.  Мокрые аллеи, одинокие зонты. На здании городского театра афиша: «Сегодня состоится концерт хора русской песни из Наро-Фоминска».
      Артисты «Московской сторонушки» уже за сценой. Все волнуются:
      - В такой-то дождь разве кто придет на концерт?
Московская Сторонушка       Полчаса до начала - в зале пусто. Пять минут... В фойе латыш-администратор вежливо объясняет, что свободных мест в зале уже нет.
      Весело звенят гармошки. Первая песня у «Сторонушки» самая задорная:
      «Земля московская,  ты хлебосольная!
      Земля московская, ты песня вольна...»
        Оператор чуть ли не пританцовывает у телекамеры. Идет трансляция, прожектор освещает зал, но что это? На лицах ни единой улыбки, в глазах у зрителей - застывшие слезы. Теперь все понятно: большинство пришедших на концерт - русские, нынешние жители Латвии. Этот концерт был для них долгожданным...
      - Честное слово, только народная музыка может творить такие чудеса, - объясняет после выступления руководитель «Московской сторонушки» Т.Н. Разбоева. - У себя на родине мы чаще всего не ценим то, что дано нам нашей культурой, ее истоками. И только за границей понимаем, сколько боли и тоски может быть даже в самой разудалой народной песне. В этом плане концерт в Латвии был во многом показателен. Для наших земляков он стал настоящей встречей с родиной. Мы, как могли, старались сделать ее запоминающейся...
Московская Сторонушка       Что ж, видимо, не случайно в мае прошлого года администрацией Наро- Фоминского района именно этот коллектив был направлен в Латвию для участия в традиционных Днях славянской культуры и письменности. Вместе с «Московской сторонушкой» в городском театре города-побратима Даугавпилса выступали фольклорные ансамбли из Белоруссии, Литвы, Украины, Эстонии, но только наро-фоминский коллектив вызвал такой интерес у зрителей. Их нескончаемые аплодисменты, их радость и слезы...
      - Профессионалы? Консерватория? - переспрашивали латыши.
      - Нет, обычный сельский ансамбль, - смущались наши артисты. Скупо рассказывали о себе, ничего не говоря о главном: что за плечами у каждого десятки побед на различных всероссийских и международных конкурсах, признания самых строгих жюри, дипломы престижных региональных фестивалей в Праге, Суздале, Пскове, Смоленске, Балашихе, Минске, Киеве, Волгограде и многих других городах. В одной статье разве расскажешь о всех выступлениях этого ансамбля, история которого исчисляется двадцатью годами?
      А начиналась она просто, как и у всех самодеятельных коллективов. В конце 70-х годов в поселке Яковлевское был построен раскошный Дворец культуры, стали образовываться различные кружки и студии, через некоторое время появилось объявление и о наборе в хор русской песни. Идеей его создания загорелись тогдашний директор ДК Исаак Аронович Ориентлихерман и выпускник музыкального училища имени Гнесиных Вячеслав Урсков.
Московская Сторонушка        - Как это ни удивительно, но поначалу в поселке, где все знают друг друга, а пение - это неотъемлемая часть всех празднеств, нам было трудно собрать коллектив, - вспоминает Урсков. - Тогда мы смеялись, но первый состав хора насчитывал «счастливую» цифру - 13. Думали, где уж тут повезет? Но ничего, начали репетировать. Уже через несколько месяцев стали выступать на поселковых праздниках, а к концу года «Московскую сторонушку» начали приглашать на районные и областные концерты. Правда, к тому времени нас уже было не тринадцать, а пятьдесят человек. Выросли ...
      И в мастерстве тоже, что во многом было связано с приходом во Дворец культуры жены Урскова - Татьяны Николаевны Разбоевой, профессионального музыкального работника. «Семейный хор» - так стали говорить об этом коллективе, поскольку за несколько лет в «Московской сторонушке» действительно сложилось несколько семейных династий: Наталья Терехова и две дочери Таня и Даша, супруги Светлана и Владимир Яковлевы, Ольга и Настя Алдашенковы, Галина и Света Сиязовы, Мария Степановна Казарина с внуками Андреем и Женей. Все они - жители одного поселка. Все они вместе встречаются на репетициях, которые проводятся чуть ли не ежедневно. В биографии каждого - концерты и выступления, гастроли по всем уголкам России, начиная со знаменитого «боевого» крещения на Чернобыльской АЭС («Московская сторонушка» выступал там через месяц после аварии) и кончая веселыми «Славянскими каникулами» в Праге.
Московская Сторонушка       Впрочем, в 1997 году в чешской столице выступали уже не ветераны хора, а их юная смена – детский фольклорный ансамбль «Кладец». Еще один уникальный коллектив, созданный Разбоевой и Урсковым, который в этом году отметит свое пятилетие.
      - Раньше мы и не предполагали, что когда-нибудь возьмемся репетировать с детишками, - объясняет Татьяна Николаевна. - Но так получалось, что на вечерние репетиции «Сторонушки» многие приходили со своими детьми и внуками. Дело понятное: вечером с кем их оставишь? Они сидели в зале, слушали своих мам и бабушек, но, разумеется, терпения их хватало не надолго. Начинали бегать, шуметь и в итоге только мешали репетициям. А дисциплина у нас жесткая, правило такое: коль пришел, то без перерывов отрабатывай все два часа, иначе толка от репетиции никакого не будет.
      В общем, я решилась и сказала своим подопечным: «Уж лучше приводите детей на час раньше, и мы будем заниматься с ними отдельно». Так вот и родился «Кладец», в составе которого сегодня более тридцати человек. Но что самое главное - многие из них параллельно учатся в музыкальной школе. Тут уже я могу смело говорить о профессиональной подготовке наших юных солистов, среди которых особо хочется отметить Лену и Володю Девятаевых, Катю Макарову, Люду Рекиду, Таню Терехову, Петю Чесных, Толю Русакова, Алешу Долгих.
      Как и «Московская сторонушка», детский ансамбль так же очень скоро заявил о себе, в 1996 году став победителем областного фестиваля академических и фольклорных хоров в Балашихе. Интересно, что решив поехать туда, «Кладец» ни на что не рассчитывал (просто было необходимо попробовать себя на большой сцене), а в итоге он вернулся из Балашихи с двумя главными наградами - дипломом I степени и призом зрительских симпатий.
Московская Сторонушка       Что дальше? 1997 год - 1 место на областном фестивале в Талдоме, 1998 год - долгожданная победа на Всероссийском конкурсе «Поет село родное», где «Кладец» блестяще выступил со своим знаменитым фольклорным спектаклем «Ночь на Ивана Купала». Именно этой программой, а также профессионально подобранным репертуаром и интересен этот ансамбль. Ведь в основном он исполняет малоизвестные, если уже не забытые, народные песни, которыми делится фольклорное отделение Гнесинского училища.
      Кстати, колледж музыкального института три года назад закончила дочь Т.Разбоевой Юлия Григорьева и после гастролей с известным в России фольклорным ансамблем «Карагод», она помогает своим родителям проводить репетиции с «Московской сторонушкой» и «Кладцем». Несомненно, что приход нового руководителя, за плечами которого такая школа, даст новое развитие двум коллективам, а значит, принесет им и новые победы.
      Сегодня в общем составе «Московской сторонушки» и «Кладеца» работает более 120 человек. Цифра довольно  значительная для небольшого поселка, которому, видимо, пора бы уже присвоить звание самого музыкального в Наро - Фоминском районе. Ведь в ближайших планах у руководителей этих ансамблей - создание собственной хоровой школы в п. Яковлевском.
Московская Сторонушка       - Это моя мечта, - говорит Т.Н.Разбоева. - Я уверена, что фольклорное пение со временем должно быть введено и в общеобразовательное, обучение. Плохому народные песни еще никого не учили. Наоборот, по многолетнему опыту наших коллективов я вижу, как она меняет жизнь каждого к лучшему. Если нашим воспитанникам мы сумеем привить любовь к родной культуре еще в детстве, то за их будущее можно не беспокоиться. В этом я вижу основную задачу нашей работы. Победы и дипломы - это вторичное...
      Не вторичное, а само собой разумеющееся признание заслуг поистине творческих коллективов, где умеют искренне любить свое дело. Умеют зажечь этой любовью других - своих детей и внуков, своих зрителей. В этом и есть главный талант «Московской сторонушки» и «Кладеца», которые еще не раз порадуют нас своими успехами. У таких коллективов самые громкие победы еще впереди.

1999, Ольга КИЕНКО

Программа концерта 1987 года

лауреата Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества трудящихся народного ансамбля русской песни и танца "Московская сторонушка" совхоза-комбината имени 50-летия СССР Московской области.
Концертная программа Московская Сторонушка Концертная программа Московская Сторонушка

г. Москва, поселение Новофёдоровское, деревня Яковлевское, вл.1, здание Дворца Культуры "Яковлевское".

Яндекс.Метрика
Сайт разработан компанией Heapsort [Хипсорт]